Форум » Мир BD » Статьи » Ответить

Статьи

demoniak: Статья из литературного журнала "Прочтение" В этом виде искусства — а французы дали ему имя Девятой музы — все не так, как кажется. Во-первых, оно, в принципе, комиксом не называется. Комикс — лишь часть его, серия карикатур (обычно три кадра), объединенная одним сюжетом и ежедневно помещаемая в газете. На других языках это искусство известно под названиями фуметти, манга, банд дессине, что значит лента из рисованных картинок… Во-вторых, это совсем не прижитое, неизвестно когда и с кем, дитя классической литературы, которого в приличном обществе стыдятся. У комикса своя история и своя не менее убедительная генеалогия. Протокомиксам, то есть истории возникновения этого вида искусства, посвящен не один труд, и в предках у него и фрески пещеры Ласко во Франции (палеолит), и скульптуры на фасадах готических соборов, в Оксфорде например, и клейма на иконах, и так далее, и тому подобное. Принцип из этого перечисления уловить можно: изобразительный рассказ, вернее рассказ в изображениях. Но это только начало. Есть и в-третьих, и в-четвертых, и в-пятых… К ХХ веку границы очерчиваются все жестче, а специфика выявляется точнее и ярче. Сейчас это самостоятельная область искусства и специфический сектор книжного рынка. В Бельгии работает крупнейшее издательство, издающее комиксы, — «Кастерман», во Франции каждый год в Ангулеме открывает свои двери самый престижный фестиваль комиксов, здесь же находится и музей комиксов (их, кстати, в мире больше десятка), а Япония бьет все возможные рекорды по тиражам издания манги, которую тут читают все от мала до велика, даже кафе есть специальные — манга-кафе, где, устроившись в кабинке, ты можешь провести с комиксом ночь напролет, а то, бывало, и сутки… Но это — «другая жизнь». В Россию комикс попадает мало и, как зачастую у нас случается, не лучший. В этом искусстве есть и верх, и низ, есть «арт хаус» и массовая продукция. В нашем же массовом сознании комикс только с этой массовой продукцией и ассоциируется. Это не то чтобы неправильно, но не очень умно, потому что обедняет наше и так часто не очень глубокое сознание. А во Франции, например, в 68-м, во время студенческой революции, именно комикс стал рупором нового поколения, их социальных и художественных требований. Творчество Энки Билаля, Мебиуса, Тарди, Клэр Бретеше — гордость художественной жизни Франции. Что же случилось в России? Или мы традиционно книжная страна — на том стояли и стоять будем? И да, и нет, и так, и не так. В конце ХIХ века пространство комикса в Европе, Америке и России было единым. Лидировал так называемый воспитательный комикс для детей, который использовал фронтальную композицию и подписи под рядами рисунков. Фронтальная композиция представляла героя или событие, и читатель уже додумывал, придумывал или просто сопереживал. Именно такие немецкие, французские, английские комиксы читали дети в хороших семьях, а для «простых» в России изначально существовал очень развитый жанр лубочных картинок. Задача та же — этакий театр переживания для себя. Но комикс в своем развитии сделал другой выбор и стал… своеобразным кинофильмом личного пользования, только не на пленке, а на бумаге. Нынешний комикс не сложение изобразительной составляющей и словесной, а сложный синтез, который отправляет комикс из сферы искусств изобразительных в сферу искусств аудиовизуальных, при этом каждое отдельное произведение не «смотрят», не «разглядывают», а читают. И если с «визуальным» в комиксе все более-менее понятно, то с «аудио», конечно, возникает вопрос. Но он неуместен. Люди в комиксах не только разговаривают (это тексты реплик, помещенные в «пузырях»), звучит весь окружающий героев мир. Шуршит дождь, скрипят двери, свистят пули, курлычут журавли, и слышатся взрывы. Все эти звуки также изображаются в рисунке, им находится точный звуковой сигнал, и вот уже на столе у вас лежит не просто книжка, повествующая о приключениях Астерикса, Тентена или Корто Мальтезе, а целый мир, который поет, смеется, шумит, гудит, едет, вертится и соблазняет вас. И если вы подверглись этому соблазну в детстве, то, и повзрослев, получаете удовольствие от погружения в живой мир, остановленный кистью или пером художника. В мир во всей его цветовой и звучащей полноте. Вот это и есть комикс. Не макулатура, не недостойные книжонки, даже не занятие для чокнутых, а особый мир, который навсегда, например, заворожил одну из героинь Артуро Переса-Реверте — упрямую Танжер из «Карты небесной сферы». Я не зря вспомнила о героине романа. В детстве она читала Тентена (на русский он был переведен приблизительно через шестьдесят лет после того, как это стоило сделать), и события альбома «Тентен и сокровища затонувшего корабля» определили ее жизнь. Ни с кем из советских детей подобного произойти не могло. Не только на Тентене, как герое самых известных европейских комиксов, на чьих приключениях выросло все поколение послевоенных детей Европы, но и на самом виде искусства — комиксе — у нас долгое время лежала печать буржуазности. Стоит добавить и еще одну неприятность: пресловутый Тентен начал свои приключения в 1929 году с путешествия в Советский Союз. Это первый альбом Эрже, который давно стал библиографической редкостью, потому что в дальнейшем автор не разрешал его переиздавать. Путешествие для Тентена, как всегда, прошло удачно, но вот страна, в которую он попал, представлялась просто персонификацией зла. Вполне можно предположить, что альбом «Приключения Тентена в Стране Советов» тоже сыграл свою негативную роль в судьбе комикса в России: печать буржуазности и враждебности легла на него на весь период существования советской власти. Искоренить, однако, этот специфический способ художественного творчества сразу не удалось. Детские журналы «Чиж» и «Еж» в каждом номере предлагали своим читателям рисованные истории. Смешные — про обезьян и прочих зверей рисовал Н. Радлов (уже в шестидесятые они были объединены в одну книжку), приключенческие, назидательные, и, конечно, всегда идеологически выдержанные. Но что интересно, рядом с этими историями (поклонником которых, например, был Д. Хармс) в «Чиже» и «Еже» существовал и другой, наследовавший лубку, вариант изобразительного рассказа, когда на одной плоскости листа, будто в клеймах (а иногда и без всяких ограничительных рамок), были представлены отдельные эпизоды (без текстового сопровождения), служившие толчком для дальнейшего, уже самостоятельного додумывания сюжета или игры в него. В этом направлении работал Ю. Васнецов, который доведет до совершенства эту, только ему присущую, лубочную манеру в своих «Потешках», например, или при иллюстрировании детских сказок для малышей. Первые советские журналы предлагали даже своего серийного супер-героя — Макара Свирепого, придуманного Н. Олейниковым, или Умную Машу художника Малаховского. Но к сороковым годам прошлого века, когда комикс в Европе как раз и начал осознавать себя как специфическое искусство, в России он практически умер. Мимо нас прошли все художественные искания и открытия — комиксы живописные, графические, с текстом в «пузырях» и без оных, комиксы фантастические, исторические (с точнейшим воспроизведением деталей жизни), экологические, политические и хулиганские. Мы же в это время клеймили их за буржуазность. Так продолжалось до конца восьмидесятых, когда из совершенно маргинального занятия комикс стал превращаться в занятие не то чтобы почитаемое, но возможное. А потом, с начала нового века, в Москве открывает свои залы фестиваль КомМиссия, собирающий комиксистов со всей страны, предлагает свои встречи фестиваль комиксов в Киеве, теперь ждут в Петербурге… Комикс возродился (не Феникс, правда!), придя к нам не столько в виде альбомов (сегмент этого рынка в России так мал, что можно считать, не существует), а либо в виде уже перерожденном, компьютерном, либо как индивидуальный способ художественного мышления. Именно так, самостоятельно, с собственными сценариями работают в Петербурге Л. Стеблянко (Re-I), А. Васильева (Namida), А. Никитин… Да, мы можем сегодня говорить о существовании в России комикса как специфического вида искусства. В Интернете, наверное, десяток сайтов, посвященных комиксу и отдельно — манге, в Петербурге образовалась группа молодых художников Nouvelles graphiques. SP, позиционирующих себя как комиксисты и разрабатывающих — совершенно в разных техниках — направление авторского комикса. Здесь и традиционное рисование, и использование компьютерной графики, и фотокомиксы, и смешанные техники. На этой территории работают и молодые дизайнеры, трансформируя традиционный рассказ в изображениях скорее в некую знаковую конструкцию. С одной стороны, это хорошо, потому что у художника появляется возможность выразить себя, а комикс, как искусство синтетическое, позволяет представить мир в трехмерном его существовании. Однако в этом случае четвертое измерение мира — субъективное — оказывается самым важным, что, впрочем, естественно: мы говорим все-таки о художниках, а не о… Но в этом случае издательская деятельность, само издание комиксов для разных читателей, для детей и взрослых, интеллектуалов и нет, уходит на второй план, так и не выйдя на первый… И все же если до сих пор история комикса складывалась у нас из эпизодов, то теперь появилась надежда на более связное историческое повествование, а это значит — на становление традиции. Автор: Ольга Кустова Журнал "Прочтение"http://prochtenie.ru/

Ответов - 23, стр: 1 2 All

rusbd: толковая статья! очень, на мой взгляд точно описаны чувства от прочтения рисованной истории...

demoniak: Украино-Российская Визуальная Литература журнал "ШО" декабрь 2007 Мне тяжело говорить с существом, употребляющим слово "комикс". "You are dead," - грохочет Человек Справедливость, улыбаясь хрустальными зубами. "I kill you", - гнусавит в ответ команданте Зло, отхаркивая серебряной кровью. Слово "комикс" парализует мой мозг не меньше вышеописанных чудовищ. Всплывают образы Микки Мауса, Дональда Дака и всей диснеевской секты мультипликационных мясников. Они хохочут, раздают друг другу подзатыльники и эротично обнимаются на солнечной полянке. Вот она, американская рисованная идиллия, ставшая в сознании нашего гражданина единственной ассоциацией с жанром "рисованных историй" (РИ). Для меня эта банальная ассоциация ненавистна. Я не против супергероев и ушастых мышей, но меня раздражает, что такой многослойный жанр искусства, как РИ, воспринимается в нашей стране исключительно через призму невинных сказочек для добродушной детворы - комиксов. Согласитесь, это достаточно однобоко и ограничено. Назовёте хотя бы пятёрку европейских РИ-персонажей? Астерикс? Ах, ну да, точно? Но кто ещё? Как насчёт американской рисованной ребятни? здесь, разумеется, полегче: Люди Икс, Бэтмен, Человек-Паук, Супермен, Халк, Великолепная Четвёрка, Девушка-кошка. Голливуд выжег эти имена в нашем сознании. И всё же, почему мы по-прежнему ограждены "железным занавесом" от художественных практик происходящих гораздо ближе-в соседней Европе? Неужели, мы до конца своих дней будем отвергать качественное и глубокое европейское искусство в угоду американским машинам по производству попкорна и силикона? Тем временем, европейские рисованные истории - это изящный гибрид живописи и литературы. Ещёв конце 80-х одна из РИ Энки Билала стала книгой года во Франции. Именно тогда европейская арт-среда поняла, что картинка с текстом могут нести гораздо больше, чем улыбка жёлтопузого Плуто. К слову, сегодня на многих европейских фестивалях рисованных историй уже не смотрят только на рисунок - оценивают сценарий. Пышная форма больше не удивляет. Искомо пышное содержание, произвольный текст, истории для разных социальных групп. Не только сказки да фантастические боевики, но и философские саги, глубокие драмы, постмодерные романы. РИ предлагает не меньшее обилие текстов, чем, собственно, литература или визуальное искусство. Что касается постсоветского пространства, то дела здесь обстоят гораздо хуже, чем где-либо: РИ остаются у нас чем-то из рода недоступной экзотики. опять же, я не имею ввиду разноцветные детсадовские брошюры на раскладушках, но настоящие книги в дорогом переплёте, которые хочется поставить на полку, сдувать с них пыль и шептать: "Моя прелесть". Книги, которые сегодня читают от мала до велика в Японии, Франции, Германии, Великобритании. Истории, ставшие для современной культуры этакой визуализированной литературой - жанром разнообразным и объёмным. Впрочем, первые ласточки светлой стороны РИ - дискурса у нас уже появились: единственный РИ-журнал "К9", "комикс-глянец"в лице марвеловского супер-героизма и некогда андеграудного "Хэллбоя", эстетская "СинСити" и потрясающие работы Энки Билаля "Спящий зверь" и "Легенды наших дней". Всё это чудно. Обиду вызывает другое: наши издатели не знают отечественных РИ-художников. Даже тех, кого активно нанимают работать на Западе (красноречивый пример - художник Игорь Баранько, украинская звезда РИ во Франции). Вот и получается, что в нашей стране РИ - художник вынужден искать "альтернативные способы выживания" - работать в рекламе, заниматься дизайном и со скрипом выдавать иллюстрации для пустых гламурных журнальчиков. Ах, в Украине прекрасный художественный климат, друзья! Настолько прекрасный, что способен убить художника даже в тех, кто родился с искренним пламенем искусства внутри; даже в тех, кто овладел этим искусством и на сегодняшний день готов производить качественные арт-товары мирового уровня. "Ах, так ты художник? - скрежещет украинская реальность. - Полезай художник, в офис, работай, художник в "Excel". Будь офисной крысой, в конце -то концов. В Украине тебе не издаваться." В противовес этой тягостной реальности я хотел бы представить вам пятерых художников, которые изрисовали сотни страниц и получили признание профессионалов не только в Украине и России, но и в Европе. Многие из них завсегдатаи европейских фестивалей и издательств. Они неизвестны широким массам ы Украине. Но именно они - пионеры, вспахивающие почву для грядущих поколений, которым, хотелось бы верить, удастся быть увиденными и прочитанными, но главное - изданными. Посмотрите на эти работы. Это настоящее 9-ое искусство, подлинные рисованные истории. И я очень прошу не называть всё это комиксами. (c) Алексей Олин 9 world Agency Художник, пропагандист рисованных историй, Главный редактор журнала "К9"

rusbd: Эх... согласен с автором статьи полностью! Причем та обида которая накопилась у меня здесь в России, имхо гораздо более глубокая должна быть, чем у людей из Украины. Потому что, благодаря тому же автору статьи, РИ там, гораздо менее маргинальны, чем у нас в России!


Руслан: Ню, вот! Опять вы меня расстроили! Мне тоже за Державу обидно! Вся беда в том, что смотрят у нас в России на комикс вообще, как на книжку с картинками! И дальше собственного носа не видят!!! Прям читать страшно, как автор американские комиксы поливает! Понимаю его, конечно. Действительно, уж очень они вошли в нашу жизнь. Про BD, к сожалению, такого пока не скажешь. Но, если быть честным до конца, мне бы хотелось, чтобы эти два направления не соперничали, а помогали друг другу. И еще бы очень хотелось, чтобы у нас, в России, изменили отношение к этому виду искусства, и начали, наконец, официально выпускать и BD и комиксы на русском. Да, хочется верить, что в будущем все изменится! P.S. Rus-bd, извини, что пришлось тебе читать этот обрезок. Днем дописать не успел...

rusbd: а я вот с автором согласен! меня вот также от американского комикса воротит!!! более того, меня уже и манга стала раздражать (и это меня - старого анимешника!)

demoniak: Американский Комикс В предыдущей статье мы сравнивали Американский континент комикса с самым высоким, после трагедии 11 сентября, небосрёбом Нью-Йорка "Эмпайр-Стейт-Билдинг". Ни в Японии и уж тем более в Европе нет таких высоких зданий, и, возможно, мы поступили не совсем верно, начав освещать мир комикса с Японии, У большинства людей понятие "комикс" ассоциируется, в первую очередь, с США, Голливудом и с созданной именно в этой стране современной массовой культурой во всех ее проявлениях. В Европе, до ll-ой Мировой войны, большинство комиксов были перепечатками из американский изданий, а Япония только к 60-м годам полностью переварила проявления Американской массовой культуры в виде комиксов, TV - мыла, рекламы, музыки и кино и сформировала свой собственный неповторимый масскульт в образе Manga и Anime. Постраемся в очень сжатом виде рассказать об империи американских комиксов, подданные которой - суперлюди, уже не просто герои, а архетипы из современных сказок для тинейджеров. 5 мая 1885 года - официально зарегистрированная дата выхода первого выпуска комиксов. В жесткой конкурентной борьбе за читателя американский магнат Джозеф Пулитцер решил разнообразить свой журнал "World" иллюстрациями художника Ричарда Аутколла. Ричард начал рисовать легендарную серию "Жёлтый паренёк" о похождениях жёлтого мужичка, ставшего очень быстро любимцем публики. Уже к началу XX века Америка имела сформировавшийся жанр со своими законами, которые господствуют и сейчас. Комикс - это не просто череда рисунков, а продуманная и хорошо просчитанная серия кадров с монтажом и сменой планов. В кадрах существует движение, но время стоит. Персонаж бьёт другого и за миг удара успевает произнести реплику из множества строк, словно заправский оратор. Ещё один закон - комикс сильнее своего издателя, монстр Франкенштейна снова и снова торжествует. Художника можно уволить, он может сойти с ума или банально отправиться в мир иной, его можно обмануть, но обманывать публику себе дороже - герой обязан жить. Персонаж сильнее комикса: обыватель платит не за искусство рисунка, а за героя. Плевать, комикс это, роман, TV-мыло или кино - главное, что про Хулио и Хуаниту. Первым, кто в полной мере воспользовался новой изобразительной формой, стал профессиональный художник Виндсор Маккэй (Windsor МсСау). С1905 года он начал рисовать серию "Маленький Немо в Стране Снов" (Little Nemo in Slumberland). По сей день этот комикс считается шедевром жанра и имеет огромную популярность (отчасти из-за полнометражного мультфильма), хотя по причине сложности репродукции старых литографий очень дорог и потому малодоступен в должном качестве. 20-е годы - эра "Pulp fiction". В 1926 году на рынке появился первый журнал научно-фантастической литературы "Изумительные истории" (Amazing Stories) редактора и издателя Хьюго. Журнал стал очень популярен, что привело к возникновению новой армии читателей, нуждающихся в совершенно новых героях - героях действия (action). Вслед за романами Эдгара Раиса Берроуза о Тарзане и Джоне Картере Марсианине появился комикс о Тарзане художника Хэла Фостера (Hal Foster), а затем и Барни Хогарта (Burn Hogarth), чей экспрессивный, динамичный, с использованием перспективы рисунок заложил весь последующий визуальный ряд американского комикса и принёс ему титул Микеланджело в искусстве комикса. В 36-м году появились "Фантом" (Fantom), "Док Севидж" (Doc Savage) и первые комиксы - предвестники всевозможных "звёздных войн". Вскоре после них появилась серия, которую можно считать первой в жанре "fantasy" - один из красивейших комиксов всех времён и народов "Принц Валиант" (Prince Valiant) всё того же Хала Фостера, переиздающийся по сей день и служащий великолепным учебником для любого, кто хотел бы рисовать комиксы. Июнь 1938 года вошёл во всеобщую историю комикса как год появления первого номера самого известного сериала в мире - "Супермен" (Superman). Его авторы Джером Сигел и Джозеф Шустер, навсегда вошли в пантеон демиургов комикса - они создали не просто героя, им сказочным образом удалось оживить одно из самых сильных устремлений коллективного бессознательного - тягу к сверхчеловеку. Знаменитый писатель-фантаст Харлан Эллисон, по произведениям которого не раз рисовались комиксы, весомо заметил, что сегодня лишь 5 персонажей известны практически в любом уголке Земли: Тарзан, Шерлок Холмс, Робин Гуд, Микки Маус и Супермен. 29 февраля 2004 года комикс-общественность отметит 66-ой день рождения Супермена. Необходимость таких героев, как Супермен, подвигла сценариста и художника Боба Кейна (Bob Kane) и его друга Билла Фингера (Bill Finger) в мае 1939 года выпустить первый номер журнала о приключениях человека - летучей мыши -"Batman". Уже через год, в феврале 1940 года, появился первый из двух знаменитых «капитанов» - «Капитан Чудо» (Captain Marvel). Давший впоследствии имя одному из двух супергигантов комиксного рынка в Америке – фирме “Marvel Comics Group”. В 40-м же Уилл Эйснекс (Will Eisnex) создал серию «Дух» (Spirit), а в 1941 году перед войной возник Капитан Америка" (Captain America) - суперчеловек в трико цветов Американского флага, ставший вместе с Суперменом наиболее политически ангажированным героем комиксов. Возрастающая масса сверхлюдей стала порождать разнообразных их друзей и помощников, а вслед за ними и суперпреступников, потому как лишённые противников, которые могли дать сдачи, супергерои становились скучны. За последние 60 лет появилось немыслимое количество супергероев. Некоторые из них были созданы с серьёзным и продуманным подходом, но большинство всё же становились кальками с уже существующих. Бум на супергероев стал затухать в конце 40-х. Связывают это с вызванным войной падением патриотических настроений. На рынке удержались самые популярные - Супермен и Бэтмен. Иные больше не интересовали читателей, и комиксы исчезали. Волна популярности супергероев вернулась с началом 60-х годов, когда возникло издательство "Marvel Comics Group" (бывшая "Timely"), которое решило ввести на рынок героев, обладающих чертами человечности. Первым комиксом "Marvela" стала "Фантастическая четвёрка" (Fantastic four), потом в 62-м году родился третий, после Супермена и Бэтмена, самый известный герой - "Человек-паук" (Spiderman) и "Невероятный Неуклюжий" (Incredible Hulk) Стенли Ли. В 70-х годах, после отказа от соблюдения "Кодекса Американской Ассоциации Комиксовых Журналов" - негласного соглашения о запрете на показ ужасов, насилия, терроризма, эротики, использования слэнга и т.п. - супергерои начали становиться более реалистичными и стали обращать внимание на проблемы социума (наркоманию и коррупцию). Отход от принципов "кодекса" позволили в полной мере расцвести андерграунду. В этом сегменте рынка навеки прославились издательство "Rip-off Press" и культовая группа художников "Zap". Начался медленный, но неминуемый закат эры супергероев. Об огромном количестве других супергероев мы не имеем возможности говорить, ибо имя им - легион. Смена идеологических установок потребовала и новых художников. Супермена стал рисовать Джон Бирн (John Byrn), а Бэтмена знаменитый Фрэнк Миллер (Frank Miller). В 86-м году Миллер опубликовал "Возвращение Тёмного Рыцаря" (The Dark Knight Returns), а Аллан Мур (Allan Moor) и Дейв Гиббоне (Dave Gibbons) - сериал "Наблюдатели" (Watchmen) (скоро мировая премьера экранизации), получивший премию "Лучший Комикс Года". В 90-х наступил час смертей. Супермен и Бэтмен погибли, но после всё же воскресли. Пришла здравая мысль создать вселенную, где герои "Marvel" и "DC" сражаются друг с другом. Бесспорно, что где-то 85% рынка комиксов в США поделены между гигантами "Marvel" и "DC", но остальная часть населена множеством иных издательств. Третьим и более интересным, чем первые два, является фирма "Dark Horse Comics". Именно она издаёт такие бренды, как "Star wars", "Terminator", "Aliens", "Predator", 'The Mask", "Indiana Jones", "Sin city", "Hellboy" и многие другие. Компания "Image comics" владеет сериями "Spawn", "Gen 13", "Stromwatch", "Violator", "Pitt", "Deathblow"... Знаменитый "Ворон" (The Crow) Джеймса О'Барра (James O'Barr) принадлежит "Kitchen Sink Press". "Bongo Comics Group" знаменита "The Simpsons" и "Radioactive man" Матга Гронинга (Matt Groning), красавец "Freddy Krueger" и "Interview with the Vampire" (Интервью с вампиром) располагается под крылышком "Innovation". Конечно, невозможно забыть о комиксовых подразделениях славной "Disney" - здесь упоминать названия нет нужды. Кроме обычных ежемесячных стандартных книжечек с сериями, выпускается огромное количество различной попутной продукции: стакеры, игрушки, карточки, плакаты, майки и бог знает что ещё. Американский читатель обеспечен солидным набором журналов: Wizard - the guide to comics, Marvel comics presents и ещё штук с 20. Всё это изобилие приносит огромные доходы, позволяющие индустрии с уверенностью смотреть в будущее. Конечно, американские комиксы специфичны. Украинским читателям больше понравились бы европейские аналоги, но из массы американской продукции можно было бы выбрать весьма солидное количество серий - довольно интересных, хотя и непривычно выглядящих. В любом случае, хорошее можно найти везде - и в Америке, и в Старом Свете, и в Японии. Остаётся только дождаться правильного момента, прорубить окно в Европу и навести мосты дружбы с Новым Светом. Автор: Michael опубликовано: журнал РИ "K9" №1(4) 2004

demoniak: Европейский Комикс Если ситуацию с комиксами Японии можно сравнить со знаменитой Фудзи, а в США с классическим небоскрёбом "Эмпайр-Стейт Билдинг", то искусство комикса - "la bande dessine" (букв, "рисованная полоса" - фр.яз.) в Единой Европе представляется величественным храмом, под сводами которого расположился обыкновенный рай. Начнем с того, что безусловным лидером и законодателем мод в искусстве комикса Европы является Франция. Именно во Франции, еще в 1973 году в городе Ангулем, состоялся первый всемирный, тогда еще, салон комиксов, превратившийся в престижный и авторитетный ежегодный фестиваль - феерию, гимн и настоящий триумф этого вида индустрии развлечений. Именно во Франции в январе 1983 года правительство даже разработало государственную программу развития комиксов. И по сей день дотации государства в поддержку национального производителя в этой отрасли промышленности существует лишь во Франции. Именно во Франции находится уникальная государственная библиотека произведений "La bande dessine", музей истории рисованных серий и Национальный Центр, при котором действует специальная школа - мастерская и ведутся исследования. Все эти учреждения содержатся на средства, выделяемые министерством культуры Франции по специальной статье бюджета. Специалисты-историки из "Musee la bande dessine" действительно совершенно справедливо признают художников 2-ой половины 19 века - Генри Ста (настоящее имя Генри де Сен-Алари (1846-1920гг.)), Карана дАши (Эммануэля Пори (1858-1909)), Виктора Арманда Поирсона, Луи Дёса, Лиона Буретга и некоторых других – называя их родоначальниками и "праотцами" современного нам европейского комикса. Эти художники работали приемущественно в жанре сатирической и политической карикатуры, хотя их произведения даже неискушенный зритель можно расценить как комиксы. Их творческое наследие, опубликованное в десятках газет и журналов того периода, весьма внушительно и составляет теперь "Золотой фонд" "континента" рисованных историй. До середины 20-х годов в Европе наблюдался полный штиль в области комиксов, первые работы стали появляться позже. В 1929 году молодой бельгийский художник Эрже (псевдоним Жоржа Реми) создал знаменитого персонажа Тинтина и его преданного друга - собачку Милю. 'Тинтин" имел прочную классическую европейскую основу в лице Жюля Верна - приключения в экзотических странах, истории, построенные на научных открытиях, сенсациях и тайнах. Эрже и его творение стали знамениты, а сейчас уже занимают почетное место в пантеоне классики. Можно говорить о том, что весь европейский комикс кристаллизировался под влиянием "Тинтина". Различить американскую и европейскую продукцию не составляет труда. По внешнему виду, формату, раскадровке и, так сказать, статусу, комиксы Нового и Старого Света различны так же, как обезьяна и человек. Я бы даже рискнул заявить, что и предназначены они вроде как один для обезьян, а другие для людей. Конечно же, прекрасных художников хватает и в Америке, но свободы в творчестве у них все же намного меньше, чем у их европейских коллег. В основном, это уже вопросы бизнеса и инерции, сложившейся системы поведения или идеологии. Подобные ограничения не касаются только области underground'a, которая сильна по обе стороны океана. Американский комикс возник из нескольких кадровых историй в газетах и ощущал себя периодическим продуктом: в Штатах комиксы выходят в виде ежемесячных 25-30-страничных брошюрок, а вот французский комикс - это альбом, почти всегда в твердой обложке с полиграфией высшего качества. Такую, с позволения сказать, "книжечку" не подумаешь выбросить в мусорник, да и стоит она весьма прилично (около 15 евро) - это дорогостоящий продукт интеллектуальной собственности. Мало кто из художников может создавать более 1 -2 альбомов в своих сериях в год, так что и периодическим изданием назвать их работы затруднительно. Естественно, исключения имеются, но общая картина именно такова. Как справедливо замечают многие комментаторы, звездой классического американского комикса является его главный персонаж и редко его автор, а вот в Европе эти составляющие практически неразделимы. И сценаристы, и художники, и их герои имеют статус звезд, как и в кино. Сегодня во Франции и Бельгии работают десятки издательств комиксов, самые крупные из них: GLENAT, DELCOURT, CASTERMAN, SOLEIL, DARGAUD, LE LOMBARD, LES HUMANOIDES ASSOCIES, ALBIN MICHEL, DUPUIS. Много manga издает Tonkam и Glenat. После Франции и Бельгии наиболее сильные национальные школы комиксов сложились в Испании и Италии. Художники-итальянцы Паоло Элеутери Серпиери, Массимилиано Фрезатто, Алессандро Барбуччи, Винцент Сергеллес, Фернандо Рубио, Мило Манара и некоторые другие на высочайшем уровне защищают "комиксовую честь" своей страны. Испанцы Антонио Сегура, Апьфонсо Азлири, Фернандо Фернандез, Михель Анхел Прадо, Карлос Трилло, Хорацио Алтуна, Альберто Бреччиа, Хосе Ортиз и, конечно, блистательный Жуан Гименез хорошо известны в Европе и не только. В Испании комиксы издавались даже при фашистском режиме генерала Франко. Журналы "Cimos", Z0NE 84", "COMIX INTERNACIONAL", "THRILLER", "1984” и издательства "Norma" (агент известного у нас Луиса Ройо) и "TOUTAIN EDITOR" позволили сплотить, сохранить и развить национальную школу комиксов. Достаточно сказать, что Серпиери создал героиню "Duruuna" и известен в мире только по одному атому сериалу. Художник Паоло - блестящий. Он наглядный пример того, как можно использовать технику академического рисунка. По сериалу сейчас создают компьютерную игру. : Сегреллес также известен по одному своему сериалу "Le Mercenaire" (наемник) -смеси фэнтези и технологии. Альбомы созданы в живописной технике, он использовал масло, акрил и гуашь, а каждый кадр - это картина. Сегура и Ортиз создали замечательный сериал про двух космических жуликов "Бартон и Киб". Образец комикса из гротеска "черного юмора" и приключений. Азпири создатель – эро-фантастичесюго сериала "Лорнв и ее робот" - пошел, в принципе, по пути Сегуры и Ортиаза, но с уклоном в эротику. О многих творцах и творениях испанцев и итальянцев можно было бы долго рассказывать, но, все же, основу европейского комикса составляют французы и бельгийцы. Самые известные художники: Энки Билал, Жан Жиро (псевдоним Moebius), Роже Луазеяь, Вильям Вэнс, Франсуа Боук, Казамайо (псевдоним Caza), Энрико Марини, Хьюго Пратт, Фиипп Друиллет, Гжегож Росинський. Высокий уровень сюжетности развлекательного французского комикса поддерживают известные сценаристы Серж Ле Тендр, Алехандро Йодоровский, Жан Ван Хамме, Пьер Кристин, Рене Госцинни, Жан-Давид Морван, Жан Дюфо, Крисфор Арлестон. Во всех странах Европы издаются журналы комиксов, но во Франции их больше всего: Metal Hurlant, Lanfeust Mag, Vecu, Spirou, Charlie и др. Почти все издательства имеют официальные сайты, а любительских и фэновских - просто океан. Бороздя net можно узнать о многих авторах и сериях практически все - от нумерации и годов выпуска альбомов, до подробнейшего изложения сюжета и характеристики героев, деталях мира, истории создания, а подробные прайс-листы и ТОР скажут о положении на рынке и новинках. Мир "La bande dessinee" многогранен и обширен. Почти о любом авторе можно написать большую статью. О героях и сюжетах говорить можно часами. Печалит лишь факт, что граница цивилизованного бизнеса и индустрии комиксов остановилась в пределах Объединенной Европы. В России постоянно принимаются попытки влиться в "семью" производителей и издателей в этой новой для постсоветского пространства области масс - медиа. Об Украине в этой связи пока ничего убедительного сказать нельзя, но хочется верить, что положительные сдвиги таки произойдут. Со своей стороны мы постараемся знакомить вас, читатели, с различными гранями комикса как явления. Автор: Michael опубликовано: журнал РИ "K-9" №3/2003

rusbd: так вкратце мой коментарий - по американским комиксам. Я честно говоря не большой знаток. Но при этом очень сильно люблю американский реалистический комикс 30-50 годов. Более того, я его в своей градации отношу к BD. Например, я был убежден, что Prince Valiant - это европейская вещь(Англия). И пусть я ошибался - главное, на мой взгляд, это то, что BD родилось и продолжило традиции именно такого качественного американского комикса - а в Америке он умер... а на смену ему пришел там, весь этот примитив... чтож имхо и сама "настоящая" Америка умерла в тот же период и на смену ей пришел этот политкорректно-воинственный монстр.

rusbd: Про Европу толково и интересно. Я почему то правда считал Сегреллеса испанцем... Но не суть важно. По национальному составу - имхо самые сильные мастера - это итальянцы и испанцы... об этом же говорит и классическая школа живописи... Вот немецких художников с трудом можно вспомнить - там одни композиторы!!! а Франция сильна именно индустрией, своими издательствами. А те великие мастера которые и в статье перечисленны, зачастую имеют другие национальные корни, отличные от французских. Опущен такой вид Европейского комикса - как fumetti. По моему - достаточно самобытный и самостоятельный жанр. Английский комикс - тоже изрядно отличается. Немцы - хоть и рисовать особо не умеют :-) (возьмем это утверждение в кавычки). Зато у них видимо все хорошо со вкусом - имменно в Германии получил признание такой великий мастер как Don Lawrence, а у себя на родине скромно печатался лишь в скромных журнальчиках. Только после смерти мастера англичане озаботились и стали издавать его наследие. Еще хотел бы отметить две другие страны, где развит этот жанр - это Польша и Югославия! И никакой коммунистическо-социалистический маразм не смог их отвратить от этого искусства.

Руслан: rusbd пишет: а я вот с автором согласен! меня вот также от американского комикса воротит!!! более того, меня уже и манга стала раздражать (и это меня - старого анимешника!) Про себя не могу сказать, что большой любитель манги, но несколько комиксов заинтересовало. Особенно "Бродяга Кеншин". Знаешь, я на мангу "подсел" после того, как несколько сериальных мультиков увидел, в том числе и "Самурай Икс". Что касается американского комикса, то от большинства комиксов и меня "подташнивает". Мне нравится несколько классических героев - Бэтмен, Суперемен, Зорро. Вообще, люблю приключенческие комиксы, желательно, без примеси фантастики, независимо от жанра комикса. Но особенно нравятся комиксы на исторической основе. Понимаешь, еще со школы очень люблю историю. Не скрою, очень комикс "Борджиа" понравился! Именно то, что я хотел. И рисунок там потрясающий. Вообще, очень хотелось бы побольше таких комиксов, именно на исторической основе. Знаешь, чувствую, что скоро и на BD окончательно "подсяду". Желаю тебе удачи и осуществления твоей мечты!

rusbd: я исторический тоже люблю... особенно средние века, я такой медиевист-любитель

Руслан: rusbd пишет: я исторический тоже люблю... особенно средние века, я такой медиевист-любитель С чем тебя и поздравляю!

demoniak: позволю встать себе на сторону американских комиксов. Все вышеуказанные авторы, почему то воют на мейнстрим, при этом скромно и мало говоря об так называемом американском комиксном андеграунде. Хотя понятие андеграунд в америке отсутствует как таковое. Там есть понятийная антонимическая пара: "продаётся" и "не продаётся". Но в америке тоже есть BD только в своем перерождённом виде у них это называется GN=graphic novel.

rusbd: да никто и не спорит - просто любая классификация - это обобщение, а любое исключение подтверждает правило!)))

Maniac: Знаю, что сканить отечественные издания это не хорошо, но все же... журнал К-9 купить могут не все, насколько я знаю, его трудно достать на территории России. Поэтому вот: http://www.mediafire.com/?uij5zgzhzii Небольшие интервью и статьи из этого журнала... если кого-то заинтересует, могу насканить еще...

rusbd: Большое спасибо! действительно - лично у меня нет никакой возможности покупать его...

kotka: Ух ты! Здорово как!!! Ну спасибо!!! А есть такая возможность время от времени скидывать журнальчик? Ещё давно-давно заинтересовался его содержимым.

Maniac: kotka rusbd ну, раз понравилось, то отсканю сегодня оставшееся... а сами журнал сканить нет никакого желания... разве что избранное... в каждом журнале есть всего парочка нормальных коротких историй... остальное шлак. Так что может как-нить соберусь с мыслями и насканю то, что лично мне пришлось по душе)

Maniac: http://www.mediafire.com/?zgfhuhz2znz вторая часть... завтра сделаю последний архив...

rusbd: Спасибо! большое! очень интересно!



полная версия страницы